КАК ЖИТЬ
Кинотеатрам РФ-ии пипицец из-за Хохляндии ?
Тексты без ссылок на источники отражают личное, возможно, ошибочное мнение автора.
Не верьте лживым антиРоссийским СМИ и упадническим настроениям проплаченных чиновников !
"Из-за войны российский кинопрокат оказался на грани уничтожения — проблемы даже с сырьем для попкорна. Как изменится репертуар? И что об этом говорят власти?
После 24 февраля крупнейшие голливудские киностудии отказались показывать в России свои блокбастеры. Неизвестно, когда и как они снова вернутся на отечественный рынок. Без кинокомиксов Marvel и DC, мультфильмов Disney и боевиков серии «Форсаж» половина российских кинотеатров рискует закрыться уже к концу года. Рассказываем, каких фильмов российские зрители уже лишились, и собирается ли государство как-то поддерживать индустрию.
Уход студий и проблемы с попкорном
С Россией отказалась работать пятерка крупнейших голливудских студий: Universal Pictures, Warner Bros., Walt Disney Pictures, Sony Pictures и Paramount Pictures. В прокат не вышли такие потенциальные блокбастеры как супергероика «Бэтмен», «Морбиус» и «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия», фэнтези «Фантастические твари: Тайны Дамблдора», анимация «Я краснею» и «Плохие парни», приключенческая комедия «Затерянный город», семейный фильм «Соник 2 в кино», боевик «Скорая», исторический эпик «Варяг». Кроме того, выпуск фильмов в России приостановил мини-мейджор Lionsgate, из-за чего в российский прокат не попала комедия с Николасом Кейджем «Невыносимая тяжесть огромного таланта».
Студии покинули Россию не только в знак протеста против военных действий в Украине, но и из-за отключения России от платежной системы SWIFT, без которой они не смогут получать деньги от своих российских представительств.
К концу мая ни одна из главных мировых киностудий официально не объявила дату возвращения в российский прокат. Предполагается, что это случится не раньше, чем окончится горячая фаза конфликта в Украине. Тем не менее российский офис Universal, который также занимается прокатом фильмов студии Warner Bros., обновил график релизов. На лето он предварительно запланировал выход фантастики «Мир Юрского периода: Господство» (16 июня), мультфильма «Суперпитомцы» (28 июля), а также хорроров «Черный телефон» (21 июля) и «Нет» (11 августа). Впрочем, появление этого графика не означает, что Universal и Warner Bros. действительно так скоро вернутся на российский рынок.
Без больших голливудских премьер российский кинопрокат несет колоссальные убытки — и вряд ли продержится долго без господдержки. После начала военных действий лидерами проката стали российские фильмы: анимация «Финник» (сборы — 438 миллионов рублей) и спортивный байопик «Мистер Нокаут» (315 миллионов). Для сравнения: в 2021-м, когда кинотеатры все еще работали в условиях пандейменых ограничений, эти фильмы не попали бы даже в топ-30 самых кассовых фильмов года.
Сборы продолжают падать. В феврале российские кинотеатры заработали на 40% меньше, чем в январе. В марте касса оказалась на 28% ниже, чем в феврале, а 8 марта показал худшие кинотеатральные сборы за десять лет. В свою очередь в апреле сборы составили на треть меньше, чем в марте (это на 56% ниже итогов апреля 2021-го).
Генеральный директор аналитической компании Comscore в России Роман Исаев в интервью «Бюллетеню кинопрокатчика» 22 марта назвал ситуацию «катастрофической» и «убийственной для российской киноиндустрии». По его словам, кинотеатры не выживут без больших студийных проектов и помощи правительства. Он предсказывает закрытие большинства кинотеатров к концу лета.
Узкий репертуар — не единственная проблема, с которой столкнулись кинотеатры. Стоимость ламп и комплектующих к проекторам выросла примерно на 80%. Поставка кинооборудования, которое делают исключительно американские фирмы, приостановлена. Даже с сырьем для попкорна могут возникнуть проблемы, а кинобары — важнейший источник дохода для кинотеатров. В начале мая стало известно, что оборудование для кинотеатров вошло в перечень товаров для параллельного импорта.
В разговоре директор московского кинотеатра «Пионер» Кирилл Хованский отметил, что «ситуация с оборудованием для кинотеатров выглядит несколько оптимистичнее, чем с контентом», так как «появились новые логистические решения». В кинотеатре отметили, что основные расходные материалы — например, лампы для проектора — вообще заметно подешевели по сравнению со стоимостью двухмесячной давности.
Какие фильмы остались
Еще во время пандемии кинотеатры стали выпускать фильмы по второму разу — как правило, прокатные компании могут заново выпускать ленты, которые остались в их каталоге. С 24 февраля россияне могли заново увидеть в кинотеатрах фильмы «Господин Никто», «Париж, я тебя люблю», «Телохранитель киллера», «Кофе и сигареты», «Волк с Уолл-стрит», «Страшные сказки» и «Стриптизерши».
Возвращаются и популярные отечественные фильмы. Среди них — дилогия «Брат», трилогия «Последний богатырь», «Балканский рубеж», «Тарас Бульба», «Салют-7». К 9 мая на экраны заново вышли сразу четыре военных фильма последних лет: «Красный призрак», «Подольские курсанты», «Брестская крепость» и «Коридор бессмертия». При этом больше всех заработали два «Брата»: первый собрал 75 млн рублей, второй — 37 млн рублей. В планах российских кинотеатров также перевыпустить фильмы «Холоп», «Движение вверх» и «Батя».
В отсутствии конкуренции в кинотеатрах все еще продолжает широко идти экранизация видеоигры «Анчартед: На картах не значится». Приключенческий экшен, который Sony выпустила еще 10 февраля, на данный момент остается самым кассовым релизом года в российском прокате. К середине мая фильм заработал в кинотеатрах свыше 1,6 миллиарда рублей.
Что касается новинок, то не все американское кино исчезло из залов. Все еще можно увидеть независимые жанровые картины. Это не только непримечательные среднебюджетные боевики «Флэшбек» (с Лиамом Нисоном) и «Наемник» (с Крисом Пайном) и совсем уж проходные низкобюджетные боевики «Парни под прикрытием» (с Мэлом Гибсоном) и «Осада» (с Брюсом Уиллисом), но и оригинальный инди-сайфай «Клон» и «Все везде и сразу».
Последняя картина, в которой героиня Мишель Йео путешествует по мультивселенной, сегодня — самый кассовый американский фильм из тех, что вышли в России после ухода мейджор-студий. При этом она заработала всего 125 миллионов рублей — почти в десять раз меньше третьего «Человека-паука», самого кассового фильма в РФ в прошлом году. «Все везде и сразу» стал самым успешным фильмом нью-йоркской кинокомпании A24 в России. Хорошая новость: ее штучные синефильские проекты вопреки слухам продолжат выходить в России (подтверждены будущие релизы сайфая с Колином Фарреллом «После Янга» и хоррор Алекса Гарленда «Род мужской»). Плохая новость: едва ли они спасут кинопрокат.
Любители фестивального кино тоже могут пока не сильно беспокоиться. В российский прокат уже вышли прошлогодние участники Канн «Худший человек на свете», «Герой», «Сядь за руль моей машины» и «Где Анна Франк». Уже анонсированы релизы каннских новинок этого года: фэнтези Джорджа Миллера «Три тысячи лет желаний», боди-хоррора Дэвида Кроненберга «Преступления будущего», сатиры Рубена Эстлунда «Треугольник печали», детективного триллера Пак Чхан-Ука «Решение уйти» и драмы Арно Деплешена «Брат и сестра». Правда, правами на некоторых номинантов на «Золотую пальмовую ветвь» владеют мейджоры — «Время Армагеддона» Джеймса Грэя, снятый для студии Universal, не доберется до России в текущих условиях. Вероятно, в российских кинотеатрах не покажут и новые работы Стивена Спилберга, Уэса Андерсона, Квентина Тарантино, Ридли Скотта и Кристофера Нолана — все они преимущественно работают с большими студиями.
Кроме того, отложен на неопределенный срок выход авторских российских фильмов «Нуучча» и «Капитан Волконогов бежал». По официальным данным, из-за «отсутствия прокатных перспектив», по неофициальным — из-за тематики (первый рассказывает об империализме, второй — о сталинских репрессиях). Минкульт также не выдал прокатное удостоверение пелевинской экранизации «Ампир V», в которой одну из ролей сыграл высказывавшийся против «спецоперации» рэппер Oxxxymiron.
Как бы то ни было российские премьеры и хиты прошлых лет, советская и зарубежная классика, а также новые блокбастеры из Индии, Южной Кореи, Китая и Латинской Америки не могут привлечь зрителей в том же объеме, в каком их привлекала продукция Disney и других главных игроков рынка. Массовый зритель также не спешит смотреть на большом экране ни сериалы, ни записи или прямые трансляции театральных постановок, концертов и спортивных мероприятий.
«Кинотеатрам, ранее фокусировавшимся только на блокбастерах и релизах мейджоров, теперь придется изобретать новые форматы работы с аудиторией. Например — ретроспективы режиссеров, фестивальные релизы, специальные показы», — рассказал директор кинотеатра «Пионер» Кирилл Хованский. «Пионер» планирует привлекать зрителей специальными показами с обсуждениями и собственной программой ретроспектив, и, по словам Хованского, кинотеатры, которые не будут предлагать такие опции, сильно потеряют в аудитории. В «Пионере» отмечают и снижение покупательской способности зрителей. «Наша средняя заполняемость всегда была на уровне 30%, сейчас она снижается до 20-25%», — добавляет Хованский.
«Если фильмы иностранных мейджоров не вернутся, это будет другой рынок: он будет меньше и по большей части государственный, выживать будут только муниципальные кинотеатры», — так комментирует «Кинопоиску» ситуацию член АВК и управляющий партнер киносети «Синема 5» Алексей Воронков.
Согласно заявлению Ассоциации владельцев кинотеатров, по состоянию на 18 апреля было закрыто больше трети кинозалов в стране. АВК прогнозирует, что без поддержки государства к концу года кинотеатры сгенерируют совокупный убыток не менее 11,1 миллиардов рублей. Это приведет к закрытию как минимум половины кинозалов. В заявлении отмечается, что даже при отсутствии конкурентов из Голливуда российские кинопроизводители не смогут компенсировать их сборы в краткосрочной перспективе.
В марте и апреле объединенная киносеть «Синема Парк» и «Формула Кино» закрыла свои кинотеатры в московских торговых центрах «Ладога» и «Глобал сити». Киносеть «Киномакс» законсервировала порядка 30 своих залов и полностью ликвидировала два кинотеатра. Помимо этого, кинотеатры сокращают рабочие часы и расходы на уборку, электричество и обслуживание оборудования.
При этом повышать цены российские киносети не планируют. Руководители пяти крупнейших киносетей страны — объединенной киносети «Синема Парк» и «Формула Кино», «КАРО», «Киномакс», «Синема Стар» и «Премьер Зала» — заявили о заморозке цен на билеты и продукцию кинобаров.
Нелегальные кинопоказы
В российских кинотеатрах уже проходили нелегальные показы «Бэтмена» Мэтта Ривза — но массовым явлением это не стало. Первый такой сеанс организовал в арт-пространстве WIP на Яузском бульваре художник и театральный режиссер Габбилен Галычев. Он назвал это единичным примером акционизма.
Еще один московский показ «Бэтмена» организовал основатель паблика MovieBlog, арендовав зал в московском кинотеатре «КАРО Атриум». Схожим образом проходили показы фильма Мэтта Ривза в сети «Гринвич Синема» в Екатеринбурге.
На данный момент закон запрещает показывать пиратский контент публично, однако мероприятие может считаться непубличным, если оно закрытое или бесплатное. В интернете также писали, что кинотеатр «Москва» во Владивостоке нелегально показывал «Бэтмена» и «Соника 2 в кино» под названиями «Летучая мышь» и «Синий ежик 2». Тем временем отдельные «законопослушные» киноманы летают в Казахстан и Узбекистан, чтобы посмотреть «Бэтмена» или «Доктора Стрэнджа».
Помогает ли индустрии правительство
23 марта бизнес-омбудсмен Борис Титов запросил у правительства субсидии для кинотеатров в объеме не менее 6,5 миллиардов рублей на период до
Председатель комитета Госдумы России по культуре Елена Ямпольская посоветовала кинотеатрам показывать европейское, латиноамериканское и индийское кино. «Любой бизнес всегда открывается на свой страх и риск, но при этом государство, конечно, старается помогать в каких-то критических ситуациях», — отметила она.
Власти планируют ввести временный порядок исполнения обязательств по лицензионным контрактам перед правообладателями из «недружественных» стран. В таком случае российские кинотеатры, имеющие лицензионные контракты с американскими правообладателями, должны будут переводить деньги на специально созданный для этого рублевый счет в российских банках — правообладатели смогут забрать средства с этих счетов только с разрешения правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. По словам источника «Ведомостей», эта мера позволит кинотеатрам и видеосервисам показывать фильмы из стран, которые ввели санкции против России, и «выполнить перед ними обязательства» по лицензиям.
Проблема в том, что российские лицензиаты фильмов четырех из пяти мейджоров — это их собственные российские представительства, которые не пойдут против политики головного офиса. Только фильмы Paramount Pictures в России и СНГ прокатывает компания «Централ Партнершип», входящая в состав «Газпром-медиа» (ближайший блокбастер Paramount в США — «Топ Ган: Мэверик» про военную мощь США). Кроме того, неясно, откуда кинотеатры получат качественные цифровые копии фильмов в формате DCP для проекции в кинозалах.
Кроме того, правительство готовит законопроект о «принудительном лицензировании» фильмов из «недружественных» стран. Это позволит возобновить прокат крупных проектов, но без защиты интеллектуальных прав мейджор-студий — если закон примут, это может окончательно разрушить деловые отношения с Голливудом, отбросив российскую киноиндустрию во времена видеосалонов."
Итоги голосований появятся после того, как проголосуете Вы.
Согласен ли я с выводом статьи ?
Моё мнение | % мнений |
---|---|
Нет |
|
Скорее "Нет" |
|
Другое |
|
Скорее "Да" |
|
Да |
Народное мнение по каждой статье - ( % "Согласен" +% "Скорее согласен" ), - смотреть -> сюда
Понравилась ли мне сама статья ?
Моё мнение | % мнений |
---|---|
Нет |
|
Скорее "Нет" |
|
Другое |
|
Скорее "Да" |
|
Да |
Статья мне в чём-то помогла
Моё мнение | % мнений |
---|---|
Да |
|
Другое |